25 апреля форум "РазвИТие. Прочность"

Модуль расчета и проектирования механических передач вращения

APM TransAPM Trans

Передачи вращения предназначены для передачи вращательного движения на расстояние и преобразования механических характеристик этого движения.

 

Модуль APM Trans позволяет выполнить весь комплекс проектировочных и проверочных расчетов передач, сделать выбор наиболее рациональных параметров этих передач, а также получить рабочие чертежи ведущего и ведомого колес, шкивов, звездочек и т. д. Расчет передач выполняется в соответствии с действующими на настоящий момент ГОСТ Российской Федерации и нормативными документам ряда зарубежных стран.

APM Trans интегрирован в систему APM WinMachine, но может функционировать как независимый программный продукт.

Руководство пользователя - APM Trans.

Функциональные возможности APM Trans

Проектировочные и проверочные расчеты передач Модуль APM Trans предназначен для выполнения проектировочного и проверочного расчетов передач наиболее часто встречающихся типов с целью выбора наилучших конструктивных вариантов.

Это обеспечивается:

  • наличием функций задания произвольного типа нагружения или выбора типового нагружения из базы данных;
  • Расчет зубчатых передачиспользованием настраиваемых баз данных материалов, допусков, параметров исходного контура и других стандартных параметров при задании исходных данных и в процессе расчета;
  • возможностью настройки модуля APM Trans под требуемые стандарты;
  • формированием отчетов в формате RTF;
  • возможностью сохранения текстовой информации результатов расчета в файлы форматов RTF, INI, XLS, а графической информации – в файлы AGR (формат входящего в систему APM WinMachine графического редактора APM Graph), DXF и SolidEdge (.par).

 

Типы рассчитываемых и проектируемых передач:

  • Коническая передача с круговыми зубьями;
  • Коническая прямозубая передача;
  • Плоскоременная передача;
  • Ременная передача;
  • Цепная передача;
  • Цилиндрическая косозубая передача
  • Цилиндрическая передача с внутренним зацеплением;
  • Цилиндрическая прямозубая передача;
  • Цилиндрическая шевронная передача;
  • Червячная передача.

 

Эвольвентные передачи зацеплением:

  • цилиндрические с прямым зубом внешнего и внутреннего зацеплений;
  • цилиндрические с косым зубом (внешнего зацепления и шевронные);
  • конические ортогональные с прямым зубом (равносмещенные и не равносмещенные);
  • пластмассовые цилиндрические с прямым зубом (внешнего и внутреннего зацеплений);
  • конические с круговыми зубьями для трех известных форм;
  • червячные: с архимедовым, эвольвентным и конволютным червяком; с червяком, образованным торовой и конусной поверхностью, и т. п.

Передачи гибкой связью:

  • ремённые: с плоским ремнем, с клиновыми и поликлиновым ремнями, с зубчатым ремнем;
  • цепные различных типов и модификаций.

Решаемые задачи

В результате расчета передач зацеплением для произвольно заданного исходного контура можно получить:

  • геометрические размеры передачи по заданным нагрузкам и долговечности;
  • все необходимые геометрические параметры передачи;
  • силы в зацеплении;
  • значения действующих контактных напряжений и напряжений изгиба;
  • величины допускаемых усталостных контактных напряжений и напряжений изгиба;
  • параметры контроля для всех известных вариантов исполнения передач;
  • параметры качества зацепления;
  • допуски основных линейных размеров деталей зацепления и передачи в целом;
  • величину и допуск бокового зазора и других параметров точности;
  • форму эвольвентного зуба, полученную методом обкатки, для контроля заострения/подреза;
  • моделирование процесса зацепления колес для проверки отсутствия интерференции;
  • автоматически сгенерированные чертежи деталей зацепления.

Результатом расчета передач гибкой связью являются:

  • геометрические размеры шкивов и звездочек;
  • нагрузки, действующие в рабочем режиме передачи;
  • автоматически сгенерированные чертежи шкивов и звездочек.

Виды расчетов

  • Проектировочный, когда по заданным нагрузкам, кинематическим параметрам, материалам, времени работы и режимам нагружения определяются основные геометрические размеры и все остальные параметры передачи.
  • Проектировочный с ограничениями, когда необходимо спроектировать передачу при ряде фиксированных выходных параметров.
  • Проверочный по моменту, когда по заданным геометрическим параметрам определяется передаваемый передачей момент.
  • Проверочный по долговечности, когда по заданным геометрическим параметрам рассчитывается долговечность передачи.
  • Проверочный геометрический, при котором по ряду геометрических параметров, считающихся заданными, определяются остальные.

Критерии расчетов

  • Передачи зацеплением проектируются исходя из обеспечения усталостной прочности по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.
  • Пластмассовые колеса проектируются по износостойкости путем расчета на изгиб.
  • Цепные передачи проектируются по критерию износостойкости и статической прочности.
  • Ременные передачи рассчитывается исходя из нагрузочной способности.

 

Для решения задачи проектирования механических передач вращения в полном объеме помимо модуля APM Trans рекомендуется использовать:

APM Graph – плоский чертежно-графический редактор с инструментом расчета размерных цепей;

APM Base – модуль создания и редактирования баз данных;

APM MechanicalData – база данных стандартных деталей и узлов, справочных данных по общему машиностроению;

APM MaterialData – база данных параметров материалов